Адрес электронной почты:

qrs@sud.uz

Прием граждан:

(55) 102-40-42

Адрес:

Қорақалпоғистон Республикаси, Нукус ш., 230100, И. Каримов кўч., 112

Интерактивные сервисы

Статистические данные

Статистические данные

База статистических данных о деятельности судов республики Верховного суда Республики Узбекистан

Перейти
Банк судебных заседаний

Банк судебных заседаний

Перейдите по ссылке, чтобы ознакомиться со всеми окончательными судебными решениями, размещенными в полном или обезличенном виде.

Перейти
Калькулятор госпошлины

Калькулятор госпошлины

Данный вид услуги способствует определению размера государственной пошлины, подлежащей уплате при обращении в суды.

Перейти
image
image
image
image
image
image

Электронные услуги cуда

MY.SUD.UZ - инновационный, надежный и удобный способ доступа к судебным услугам

Обращение

Направить свое обращение непосредственно в электронном виде

Электронная платежная система

Единая электронная система для оплаты всех платежей, производимых гражданами во всех судах.

Видео-конференция

Посещайте судебные заседания удаленно

Расписание

Услуга ознакомления с графиком судебных заседаний позволяет в онлайн режиме получить информацию о дате и времени назначенных на рассмотрение судами дел.

Калькулятор госпошлины

Данный вид услуги способствовует определению размера государственной пошлины, подлежащей уплате при обращении в суды.

Образцы обращений в суд

Возможность гражданам совершенно бесплатно пользоваться готовыми образцами документов при обращении в суд.

image

MY.SUD.UZ

Портал интерактивных услуг Верховного суда Республики Узбекистан

Последние новости

ЛИБЕРАЛИЗУЕТСЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕКОТОРЫЕ УГОЛОВНЫЕ ДЕЯНИЯ

15 марта 2024 года главой государства был подписан Закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Республики Узбекистан и Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности в связи с либерализацией ответственности за отдельные категории уголовных деяний».

Так ответственность за какие виды преступных деяний либерализована законом?

– Обеспечение гуманности уголовных наказаний и порядка их исполнения, предупреждение правонарушений, профилактика преступности являются одними из основных направлений государственной политики, – говорит заместитель председателя Комитета Сената по судебно-правовым вопросам и противодействию коррупции Шухрат Чуллиев. – В этой связи уделяется особое внимание совершенствованию и либерализации уголовного и уголовно-процессуального законодательства, декриминализации отдельных уголовных деяний.

Новый закон также предусматривает включение мер наказания, альтернативных уголовной ответственности.

Как известно, на территории Республики Узбекистан запрещены незаконный ввоз, продажа, покупка, хранение или использование беспилотных летательных аппаратов (дронов), их комплектующих и запасных частей за исключением обязательного задекларированного транзита. Также определены условия, при которых такие устройства разрешено ввозить, продавать и использовать.

В статье 244-4 УК установлена уголовная ответственность за действия, связанные с незаконным ввозом, сбытом, приобретением, хранением или использованием беспилотных летательных аппаратов. Если обратить внимание на статистические данные, то за 2019-2022 годы судами рассмотрено 130 уголовных дел по этой статье.

Несмотря на установление жестких мер наказания, количество преступлений этой категории увеличивается с каждым годом. В частности, в 2019 году судами рассмотрено лишь одно дело, в 2020-м – 23, 2021-м – 41, 2022-м – 65 дел.

Следует отметить, что подобные действия совершаются гражданами из-за незнания требований законодательства. Например, те из них, кто долгое время проживает за рубежом, не в курсе, что существует запрет на ввоз таких устройств или установлены жесткие критерии пользования ими.

Однако незнание закона не освобождает от ответственности, и в 97 процентах случаев, связанных с назначением наказания, суды применяли такие санкции, как штрафы, исправительные работы и ограничение свободы.

Известно, что сегодня развитие туристической отрасли является одним из приоритетных направлений государственной политики. Для иностранных гостей создаются благоприятные условия, но ограничение использования дронов является поводом для их недовольства. Это, в свою очередь, негативно сказывается на международном имидже Узбекистана и настроениях народа.

Анализ изученной практики судебных расследований показал, что меры уголовной ответственности, установленные за незаконный ввоз на территорию Республики Узбекистан беспилотников, а также их сбыт, приобретение, хранение или использование, несоразмерны характеру и уровню общественной опасности данного деяния.

Закон предусматривает устранение подобных ситуаций посредством добавления в Кодекс об административной ответственности новой статьи 185-4, устанавливающей административную ответственность за незаконный ввоз, сбыт, приобретение, хранение или использование беспилотных летательных аппаратов.

В ней закреплено, что беспилотные летательные аппараты, выявленные в результате административного правонарушения, будут конфискованы в пользу государства, а лицо, совершившее незаконные действия, освобождено от административной ответственности при условии добровольной сдачи устройства, комплектующих и запасных частей к нему. Дела об административных правонарушениях данной категории рассматриваются уголовными судами.

В качестве альтернативы санкциям, указанным в статье 244-4 УК, добавились штрафы, исправительные работы, ограничение свободы. То есть повторное совершение подобных действий после применения административного взыскания послужит основанием для установления уголовной ответственности.

Реализация закона на практике создает основу для применения административной, а не уголовной ответственности к лицам, совершившим данное деяние впервые. Это, в свою очередь, способствует предотвращению роста этого вида преступлений в нашем обществе.

Закон вступает в силу с 17 июня 2024 года.

КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ РАБОТНИК СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ?

Какие требования выдвигаются к кадрам, принимаемым на работу в судебной системе? Каков порядок их отбора?

На эти вопросы ответил начальник управления по кадровым вопросам Верховного суда Музаффар Мухиддинов:

– На работу в судебной системе принимаются кадры с высшим образованием, глубоко освоившие теорию и практику судебной системы, хорошо понимающие методы работы и   профессиональные требования. Важную роль в этом процессе играет созданный в октябре 2023 года при Верховном суде клуб «Будущие работники суда».

Создание данного клуба является логическим продолжением реализуемых в нашей стране последовательных мер по дальнейшему совершенствованию судебной системы, обеспечению эффективного судопроизводства и повышению роли судейского сообщества.

Ответственные задачи судебной власти могут полноценно выполнять только высококвалифицированные кадры, обладающие глубокими знаниями и навыками.

Повышение социального статуса и репутации судейских кадров в обществе, формирование высококвалифицированного кадрового корпуса на основе принципа меритократии, предусматривающего принятие на государственную гражданскую службу и продвижение по службе наиболее достойных и способных лиц на основе справедливой и объективной оценки их профессиональных качеств и особых заслуг, является приоритетными.

Ибо качество и результат работы напрямую зависят от работающих в системе кадров. Бесспорно, помимо рабочей атмосферы в коллективе важны мировоззрение, моральный дух и профессиональная этика сотрудников. В этом отношении судебные органы строго придерживаются традиции «Учитель-ученик».

Руководство Верховного суда твердо придерживается позиции, что начинать развитие человеческого капитала в судах необходимо с высших учебных заведений, готовящих специалистов в этой области.

Основная цель в этом направлении – познакомить студентов, обучающихся по направлению «юриспруденция», с деятельностью судебных органов, а также  с требованиями, установленными в законодательстве  о  судейской профессии, сформировать  навыки применения права исходя из  теоретических знаний.

При этом необходимо обеспечить неразрывность и целостность теории и практики, воспитать в студентах   добросовестность, честность и самоотверженность. В достижении этих целей   помогает «Клуб будущих работников суда».

О реализуемой в судебной системе открытой кадровой политике, имеющихся вакансиях и условиях, созданных в судах, рассказывается на  встречах со студентами – потенциальными претендентами на работу в судах.

Такой подход коренным образом изменил кадровую политику в судах. В процессы работы с кадрами в судебных органах стремительно входят такие элементы современного HR-менеджмента, как хедхантинг (привлечение квалифицированных специалистов, успешно работающих в государственных органах и организациях и в частном секторе), рекрутинг (поиск, отбор и активное привлечение специалистов, обладающих высокой квалификацией и практическим опытом).

Представители судебных органов активно участвуют во встречах со студентами и Днях карьеры, организуемых для работодателей. Такое сотрудничество создает новую среду не только для подготовки кадров, но и для научных исследований и поисков.

В этом направлении с Ташкентским государственным юридическим университетом, Самаркандским, Наманганским и Термезским государственными университетами подписаны меморандумы о взаимном сотрудничестве в сфере подготовки юридических кадров, решения об организации стажировок студентов  начиная со 2 курса до магистратуры. Кроме того, налажено сотрудничество с негосударственным высшим учебным заведением “Alfraganus university”, специализирующемся на подготовке кадров в сфере информационных технологий.

Управление по кадровым вопросам Верховного суда  активно работает над повышением правового сознания и правовой культуры  молодежи. Совместно с Агентством по делам молодежи и другими министерствами и ведомствами проводится правовой конкурс «Молодежь и закон» среди молодежи от 14 до 30 лет. Для выполнения конкурсных заданий они участвуют в открытых судебных разбирательствах, проводимых в регионах, получают юридические и практические советы от опытных судей.

Это, в свою очередь, служит повышению правового сознания нашей молодежи, укреплению ее доверия к судебной власти, повышению  заинтересованности в работе.

В целях реализации важных  задач, поставленных главой   государства перед судебной системой, используются все  имеющиеся возможности для дальнейшего совершенствования кадровой политики путем привлечения в суды глубоко образованной и амбициозной молодежи, создания необходимых условий для  эффективной работы.

 

Записала Н. Абдураимова, корр. УзА.

ВЕРХОВНЫЙ СУД: ПРИНЯТЫ ДОКУМЕНТЫ О ЗАКОННОСТИ, ОБОСНОВАННОСТИ И СПРАВЕДЛИВОСТИ ПРИНЯТИЯ СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ

Состоялось очередное заседание пленума Верховного суда Республики Узбекистан.

На заседании были рассмотрены пять проектов постановлений, подготовленных по вопросам, актуальным в судебной практике при применении института проверки законности, обоснованности и справедливости принятия судебных решений.

В начале заседания под руководством председателя Верховного суда Бахтиёра Исломова было отмечено, что реализуемые в нашей стране реформы позволили приблизить народ к суду как органу, защищающему права и законные интересы граждан, а также обеспечить независимость судебной власти и повысить эффективность работы судов.

Конституция в новой редакции создала политико-правовую основу для реализации стратегии Нового Узбекистана и определила важнейшие приоритеты дальнейшего развития государства и общества.

– Стратегия «Узбекистан-2030» отражает идею построения справедливого современного государства, стоящего на службе у народа, – говорит руководитель Центра по взаимодействию с общественностью Верховного суда Азиз Абидов. – Эта задача состоит в том, чтобы превратить суд в крепость, служащую нашему народу правосудием по принципу «народного суда», возлагая на судейский корпус особую ответственность. С этой целью внимание уделяется повышению уровня доступа к правосудию путем укрепления независимости судебной власти и обеспечения прозрачности ее деятельности. Ведь в основе всех реализуемых реформ лежит благородная идея, направленная на прославление человеческого достоинства. В прошлом году Президент утвердил краткосрочную стратегию по выводу судебной системы на качественно новый уровень. Вопросы повестки дня заседания пленума посвящены законам, принятым в соответствии с этой стратегией.

Среди них – проекты постановлений пленума «О практике рассмотрения уголовных дел судами в апелляционном и кассационном порядке», «О судебной практике рассмотрения дел об административных правонарушениях в апелляционном и кассационном порядке», «О некоторых аспектах рассмотрения гражданских дел судами в апелляционном и кассационном порядке», «О практике рассмотрения экономических дел судами в апелляционном и кассационном порядке», «О некоторых аспектах рассмотрения административных дел судами в апелляционном и кассационном порядке».

Следует отметить, что эти документы разрабатывались и неоднократно обсуждались рабочими группами, состоящими из опытных практиков и теоретиков, членов научно-консультативного совета.

Рабочие группы проанализировали положения, касающиеся вопросов, возникающих при применении действующего законодательства, изучили опыт передовых зарубежных стран.

Изучения проводились путем выезда непосредственно на места, анализировались допущенные ошибки. По выявленным проблемным вопросам получены мнения судов, ветеранов судов и заинтересованных органов.

Известно, что с начала текущего года в деятельность судов введен новый удобный для граждан порядок проверки законности, обоснованности и справедливости принятия судебных решений.

С учетом того, что в процессуальное законодательство включен новый порядок пересмотра судебных решений, возникает необходимость обеспечить единую судебную практику по данному порядку и давать разъяснения по правильному применению законов при пересмотре судебных решений в апелляционном и кассационном порядке.

Согласно новому положению расширены полномочия и ответственность региональных и приравненных к ним судов, налажено эффективное использование их возможностей. Также было расширено право граждан на обращение в суд и прекращено скитание людей из суда в суд.

В постановлениях пленума определены основные аспекты и особенности пересмотра решений суда, не вступивших в законную силу, в апелляционном порядке по жалобе или протесту, а также решений суда, вступивших в законную силу, в кассационном порядке. Отражены важные разъяснения относительно формирования единой практики в судах.

По обсужденным на заседании вопросам приняты соответствующие решения.

 

Норгул Абдураимова, УзА.

ПРАЗДНОВАНИЕ НАВРУЗА РАБОТНИКАМИ СУДА

В нашей стране продолжаются торжества Навруза, воплощающего в себе вековые традиции и ценности нашего народа.

Праздничное мероприятие, проведенное Судом общей юрисдикции Республики Каракалпакстан и Административным судом Республики Каракалпакстан, началось с ярмарки сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров по доступным ценам.

 

 

На праздничных торжествах выступили председатели судов Республики Каракалпакстан и ветераны, которые искренне поздравили собравшихся с праздником весны и обновления. Пожелали стране мира и благополучия, а народу – счастливой жизни.

 

 

Собравшиеся в огромных котлах приготовили весенние блюда и угостили всех присутствующих. Выступления любимых артистов еще более украсили мероприятие.

 

 

ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРАВОСУДИЯ НЕ ДОПУСКАЮТСЯ РАЗЛИЧНОГО РОДА ВМЕШАТЕЛЬСТВА

Состоялась пресс-конференция, посвященная подведению итогов деятельности Высшего судейского совета Республики Узбекистан в 2023 году.

Представители совета отметили, что особое внимание было уделено формированию профессионального судейского корпуса, укомплектованию системы квалифицированными, честными и добросовестными  кадрами, повышению кадрового потенциала.

В 2023 году по результатам открытых конкурсов на различные должности был назначен 541 человек (70,4 процента от общего числа кандидатов). Так, 142 судьи были назначены на первый пятилетний срок, 111 – десятилетний срок, 5 – бессрочный период и 283 – на срок полномочий судьи.

В настоящее время в системе работают 1409 судей,  453 из них назначены на пятилетний, 903 – десятилетний срок, 51 – бессрочный период  пребывания в должности судьи. При этом 199 судей – женщины, 28 из них занимают руководящие должности.

В прошлом году совет был признан победителем национального конкурса «Активист гендерного равенства». Кроме того, три женщины-судьи были приняты в члены Международной ассоциации женщин-судей.

Согласно целевым индикаторам Стратегии достижения гендерного равенства, доля женщин среди судей будет увеличена на 20 процентов в 2025 году и на 30 процентов в 2030 году.

В 2023 году в результате внесенных председателем совета в Генеральную прокуратуру представлений о нарушении неприкосновенности судей, вмешательстве в их деятельность по осуществлению правосудия были аннулированы девять решений местных Кенгашей народных депутатов о возложении на суды  различных заданий. В двух случаях было возбуждено уголовное дело, а в одном – аннулировано решение о привлечении судьи к административной ответственности. Еще по одному делу ведется расследование.

Пресс-службой в СМИ и социальных сетях регулярно представляются официальные заявления по поводу попыток нарушения неприкосновенности судей и вмешательства в деятельность судов.

Утверждена и реализована программа, направленная на предотвращение случаев коррупции и формирование нетерпимого отношения к данному явлению. Особенно важное значение в этом процессе приобретают проведение психологических тестов судей и кандидатов на должности судей, анализ их результатов, соблюдение Кодекса судейской этики и другие факторы. Кроме того, с судьями проводятся действенные встречи и беседы по вопросам предотвращения коррупции.

Судьи с высоким рейтингом поощряются, а в отношении судей с низкими показателями реализуются комплексные мероприятия по повышению квалификации.

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ О ДЕЛАХ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, РАССМОТРЕННЫХ СУДАМИ В 2023 ГОДУ

В течение 2023 года судами по уголовным делам рассмотрено 600 966 дел об административных правонарушениях в отношении 721 662 лиц.

В отношении 420 188 лиц применены такие административные взыскания, как штраф, возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным предметом административного правонарушения, конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным предметом административного правонарушения, лишение специального права, предоставленного данному лицу, административный арест, административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Республики Узбекистан и обязательное привлечение к оплачиваемым общественным работам.

В связи с примирением 98 659 лиц освобождены от административной ответственности.

Больше всего рассмотрено административных дел, связанных с занятием деятельностью по перевозке пассажиров автомобильным транспортом без лицензии, мелким хулиганством, невыполнением законных требований сотрудника органов внутренних дел, оскорблением, нарушением правил торговли или оказания услуг, нарушением правил пользования электрической, тепловой энергией, газом, нарушением водителями транспортных средств правил дорожного движения, повлекшим причинение потерпевшему лёгкого телесного повреждения либо существенного материального ущерба, употреблением алкогольной продукции в общественных местах, причинением лёгкого телесного повреждения и ношением холодного оружия или предметов, которые могут быть использованы в качестве холодного оружия.

В отношении 36 911 лиц рассмотрены 36 185 дел об административном правонарушении, связанном с нарушением водителями транспортных средств правил дорожного движения, повлекшим причинение потерпевшему лёгкого телесного повреждения либо существенного материального ущерба. Из них в отношении 22 139 лиц применены административные взыскания в виде штрафа и лишения права управления транспортным средством.

Вместе с тем, в отношении 30 702 лиц рассмотрены 30 459 дел об административных правонарушениях, связанных с управлением транспортными средствами в состоянии опьянения и уклонением водителей транспортных средств и других участников дорожного движения от прохождения освидетельствования на состояние опьянения. Из них в отношении 29 527 лиц применены административные взыскания в виде штрафа, лишения права управления транспортным средством и административного ареста.

В апелляционном порядке рассмотрено 11 168 дел об административных правонарушениях в отношении 13 364 лиц. Отменены решения судов первой инстанции в отношении 3 181 лица и изменены судебные решения в отношении 3 195 лиц.

Судебной коллегией по уголовным делам Верховного суда в кассационном порядке рассмотрено 1 248 дел об административных правонарушениях в отношении 1 385 лиц. Отменены решения нижестоящих судов в отношении 421 лица и изменены судебные решения в отношении 186 лиц.

Также в кассационном порядке повторно рассмотрено 22 дела об административных правонарушениях в отношении 23 лиц. Отменены решения в отношении 22 лиц и изменены судебные решения в отношении 1 лица.

 

Центр по связям с общественностью

Верховного суда Республики Узбекистан

image
Перейти к содержимому