Верховенство закона вытекающее в соответствии со Стратегией  развития Нового Узбекистана на 2022 – 2026 годы


 

Реализованные в последнее время меры позволили повысить роль и ответственность судебных органов, проводятся определённые работы по обеспечению прозрачности деятельности судов и по вопросам распространения правовой информации.

Указом Президента Республики Узбекистан от 28 января 2022 года №УП-60 «О стратегии развития Нового Узбекистана на 2022 — 2026 годы», уверждены семь приоритетных направлений, которые разработаны по результатам широкого общественного обсуждения на основе принципа «От Стратегии действий — к Стратегии развития».

Из семи приоритетных направлений, вторым является превращение принципов справедливости и верховенства закона в основополагающее и необходимое условие развития страны.

Во втором направлении поставлены цели, которые следует достичь, это:

надежная защита неприкосновенности имущественных прав и ограничение незаконного вмешательства государственных органов в имущественные отношения;

обеспечение верховенства закона и конституционной законности, а также определение чести и достоинства человека в качестве главного критерия данного процесса;

установление эффективного судебного контроля за деятельностью государственных органов и должностных лиц, а также повышение уровня доступа граждан и субъектов предпринимательства к правосудию;

создание эффективной системы обеспечения общественной безопасности, своевременного выявления и устранения условий, способствующих совершению правонарушений;

формирование нового имиджа правоохранительных органов и ориентация их деятельности на эффективную защиту интересов, чести и достоинства, прав и свобод народа;

обеспечение своевременного и полного исполнения судебных актов и актов иных органов;

кардинальное повышение потенциала института адвокатуры в защите прав, свобод и законных интересов человека, а также полное удовлетворение потребности населения и субъектов предпринимательства в квалифицированных правовых услугах;

развитие активного гражданского общества и формирование среди граждан чувства уважения к закону и законопослушания.

Нужно отметить, что вышеупомянутый Указ призван в первую очередь, сблизить судебные органы и органы правопорядка с населением, улучшить уровень правового обслуживания населения, а также реализовать единую государственную правовую политику, обеспечить эффективную защиту прав и свобод человека.

Для установления эффективного судебного контроля определены приоритеты судебных органов, а именно, усиление гарантий неприкосновенности и защиты частной собственности, неукоснительное обеспечение имущественных прав, расширение области применения судебного контроля посредством совершенствования системы рассмотрения жалоб на решения должностных лиц в административных судах, усиление судебного контроля над следствием посредством дальнейшего развития института «хабеас корпус», реализация принципов подлинного равноправия и состязательности сторон в судебном процессе, внедрение системы приема заявлений вне зависимости от юрисдикции и передачи дел в компетентный суд с обеспечением разрешения всех правовых последствий в рамках определенного дела с целью широкого внедрения принципа «единого окна» в системе судов, кардинальное повышение уровня доступа граждан и субъектов предпринимательства к правосудию посредством поэтапной цифровизации судебной системы, устранения бюрократических барьеров и преград, создание необходимых организационно-правовых условий для широкого использования альтернативных методов разрешения споров, дальнейшее расширение круга применения института примирения, дальнейшее повышение роли органов судейского сообщества в обеспечении подлинной независимости судебной власти, широкое внедрение принципов судейского самоуправления, а также создание действенных механизмов предотвращения незаконного воздействия на судей, обеспечение открытости и прозрачности в формировании судейского корпуса, внедрение таких демократических принципов, как выборность и подотчетность при назначении на руководящие должности в судебной системе, осуществление работ по систематизации нормативно-правовых актов, регулирующих судебную систему.

Право на обращение граждан является одним из важных факторов обеспечения и эффективной защиты прав человека предусмотренные в статье 35 Конституции Республики Узбекистан. В связи с чем, дальнейшее совершенствование и осуществление мер по защите прав физических и юридических лиц, рассмотрение в пределах своей компетенции обращений физических и юридических лиц является главной задачей судов.

Результаты анализа показывают, что суды проводят определенную работу именно по положительному разрешению обращений физических (граждан) и юридических лиц. Судьями разрешается на выездных приёмах граждан огромное количество обращений публичного характера, т.е. обращения которым даются правовые разъяснения на местах, но вместе с тем, с физических и юридических лиц в суды поступают устные и письменные обращения, которые также изучаются и выдаются соответствующие разъяснения.

Таким образом, основываясь на принципах национального законодательства государство совершенствует и гарантирует права граждан как физических лиц, так и юридических лиц.

 

Бердимурат  Баймуратов,

Судья Нукусского межрайонного экономического суда