Информатизация судебной системы: национальный и зарубежный опыт

Информатизация судебных систем путем внедрения современных
IT-технологий является сегодня одним из наиболее эффективных способов повышения уровня доступности и качества правосудия в мире.

Внедрение электронных сервисов правосудия способно значительно ускорить процесс судопроизводства, сократить нагрузку на аппарат суда, повысить уровень открытости судебной системы, а главное – облегчить доступ граждан и (представителей хозяйствующих субъектов) к судебной процедуре через сокращение расходов, обу­словленных необходимостью физического присутствия сторон и/или привле­чения профессионального представителя.

Помимо этого, применение информационных технологий в сфере правосу­дия способствует расширению практик досудебного и внесудебного урегули­рования, деэскалации споров на ранней стадии, а также компенсирует пробелы в области правового знания граждан, препятствующие им эффективно защищать собственные права.

В Узбекистане, в свете реформ проводимых в судебно-правовой сфере, к вопросу широкого внедрения информационных технологий в систему правосу­дия отведено одно из первых мест.

Так, в целях либерализации института обращения граждан и субъектов предпринимательства в суды, по защите своих прав и интересов, повышения уровня достижения правосудия, а также обеспечения открытости и прозрачности деятельности судов в целом Президент Узбекистана подписал постановление
«О мерах по цифровизации деятельности органов судебной власти» от 3 сентября 2020 года № ПП-4818.

Данным постановлением утверждены «Программа цифровизации деятельности органов судебной власти в 2020-2023 годах» и «Дорожная карта» по интеграции информационных систем судов с информационными системами государственных органов и организаций, предусматривающая автоматическое распределение дел между судьями в судах апелляционной и кассационной инстанций, извещение всех участников о времени и месте судебного заседания путем отправки смс-сообщений на бесплатной основе, а также ожидается поэтапное интегрирование к информационной системе 28 государственных органов и организации, в том числе Виртуальной приемной Президента и приемных Премьер министра, так как на сегодняшний день в связи с отсутствием интеграции между информационными системами министерств и ведомств, взаимный обмен данными при рассмотрении дел в судах осуществляется в основном в бумажной форме.

Настоящий документ является первым шагом к цифровизации судебной системы Узбекистана. При этом глава государства обозначил цель полной цифровизации судебной системы с внедрением передовых систем электронного правосудия.

С концептуальной точки зрения реформирование судебной системы с помощью цифровизации на данном этапе направлено на улучшение обеспечения одного из основных прав человека – права на судопроизводство, а также одного из приоритетных задач судопроизводства как – своевременное рассмотрение и разрешение дел в целях защиты личных, политических, экономических и социальных прав, свобод и законных интересов граждан, прав и интересов Республики Узбекистан, а также прав и охраняемых законом интересов предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и органов самоуправления граждан.

В настоящее время в национальную судебную систему Узбекистана внедрены такие элементы цифровизации как электронная подача исковых заявлений (заявлений) и документов приложенных к ним), видеоконференц-связь, электронная оплата госпошлин, доступ к текстам судебных актов и ведение электронной отчётности.

Если посмотреть на зарубежный опыт в сфере цифровизации судебной системы то, в странах СНГ Российская Федерация характеризуется высоким уровнем информа­тизации судебной системы. При этом первооткрывателем (как в прошлом Хозяйственные суды в РУз) и лидером на данном этапе по внедрению и использованию новейших технологий является система арбитраж­ных судов, в которых онлайн-правосудие можно считать состоявшимся фактом.

Уровень информатизации российской системы экономического правосудия – 7,5 баллов из 11 по результатам экспертной оценки – превосходит показатели Австралии, Германии, Канады и соответствует уровню Сингапура и Китая.

Сильными сторонами и преимуществами российского электронного арбитражного правосудия являются:

  • возможность подачи иска и иных документов в электронной форме вне зависи­мости от типа судопроизводства, категории дела и инстанции.
  • возможность полноценного проведения судебных заседаний в режиме «онлайн» посредством системы веб-конференцсвязи;
  • возможность дистанционного ознакомления с материалами дела и доказательствами в электронном виде. Доступ предоставляется, в том числе, и к печатным документам, отсканированным канцелярией суда, а также аудио­записям судебных заседаний;
  • доступность в сети Интернет текстов решений судов всех уровней и звеньев;
  • доступность сервиса прогнозирования сроков и результатов рассмотрения дел (на основе анализа материалов миллионов рассмотренных дел с использова­нием технологий искусственного интеллекта);
  • использование аудиопротоколирования при рассмотрении 100% дел;
  • автоматизация функций аппарата суда (уведомление сторон спора, рассылка сообщений и т.п.).

            В совокупности эти сервисы позволяют в арбитражных судах полноценно рассматривать в онлайн-режиме любые категории дел.

Также Верховным Судом РФ было анонсировано скорое внедрение в арбитражной системе сервисов по автоматизации рассмотрения дел в порядке приказного производства с применением технологий искусственного интел­лекта. Это позволит повысить скорость и прозрачность судопроизводства по соответствующим категориям дел.

Изучая зарубежный опыт, могут быть выделены два основных подхода к информатизации судебной системы – оптимизация (автома­тизация) процессов и трансформация про­цедур.

При первом подходе существующие процедуры воспринимаются в качестве необходимых и согласованных. Внедрение информационных технологий, в первую очередь, позволяет существенно сократить временные и трудовые затраты на выполнение повторяющихся, рутинных процес­сов, характерных для различных этапов судопроизводства. Основными направле­ниями такой оптимизации являются внедрение систем электронной подачи доку­ментов и онлайн-взаимодействия сторон спора и судей, расширение практики при­менения систем видеоконференц-связи, внедрение систем автоматического прото­колирования и транскрибирования судеб­ных заседаний и т.п.

Так, например, в Великобритании вне­дрение цифровой инфраструктуры делопроизводства (HM Courts&Tribunals Service Digital Case System) с момента запуска в 2015 г. позволило сократить объем исполь­зуемой бумаги на 500 тонн, а временные затраты на подачу искового заявления с 15 рабочих дней до 10 минут. По оцен­кам экспертов в Великобритании к 2023 г. ежегодно более 2 млн. дел будут рассма­триваться вне реальных залов суда, за счет чего государству удастся сэкономить около £244 млн.

Одним из существенных способов упрощения ведения судебного процесса является внедрение систем аудиопротоколирования. Данная технология активно используется как в российских судах, так и за рубежом.

В российских арбитражных судах аудиопротоколированием охвачено 100% судебных заседаний, за исключением тех, где оно не является обязательным. В настоящее время проводится эксперимент по предоставлению удаленного доступа участников спора к аудиопротоколам заседаний, проведенных в ряде арбитражных судов субъектов РФ.

Что касается судов общей юрисдикции, то в основном, аудиопротоколирование ведется при рассмотрении уголовных дел в апелляционной и кассационной инстанции.

Среди стран, где активно используются системы аудиопротоколирования и транскрибирования заседаний можно отметить – США, Сингапур, Ирландию и Венгрию. Аудиопротоколирование упрощает работу секретарей судебных заседаний (стенографистов) и позволяет судьям и сторонам в случае необходимости максимально детально восстановить ход судебных слушаний. Так, в судах Сингапура, судья может воспроизвести запись конкретного слушания.

В США стороны также могут получить аудиозапись слушания в библиотечно-правовом центре судебных ресурсов. В Ирландии такой доступ разрешается исключительно с разрешения судьи.

Если учесть то, что за 2020 год только судами по гражданским делам вынесены 96 584 судебных приказа на сумму более 194,7 млрд. сумов то, для Узбекистана наибольший интерес представляет опыт Верховного окружного суда города Сакраменто (США, Калифорния) где действует система электронного документооборота FormaL Order After Hearing (FOAH), которая позволяет сократить время, требуемое судье для подготовки приказа, а сторонам – для его получения до нескольких минут. Наличие учетной записи в смежной системе PubLic Case Access (PCA) позволяет сторонам получать уведомления по электронной почте и просматривать судебные приказы онлайн.

            Фактическое приостановление деятельности судов в связи с мерами по предотвращению распространения коронавирусной инфекции в 2020 году показало насколько востребовано внедрение электронной технологий в систему суда и цифровизация судопроизводства.

Однако и без этого внедрение такого рода технических средств является насущной необходимостью, поскольку позволяет существенно снизить издержки судопроизводства для граждан и организаций, резко повысить доступность правосудия.

Судья суда Республики Каракалпакстан                                   Еркин Утениязов